Восстановление автомобильного усилителя Pride FR 600.2

Порой синяя изолента бывает очень полезна…

От усилителя отключили динамик, а кабели не заизолировали, а дальше дым, вонь и усилитель Pride FR 600.2 приехал ко мне в ремонт.

Что произошло с оголенными проводами я не знаю. Может замкнулись между собой, может попали на массу автомобиля. Почему-то не отработала защита и у части силовых транзисторов блока питания усилителя, буквально сгорели корпуса.

Основные узлы усилителя

Основные узлы усилителя Pride FR 600.2
Основные узлы усилителя Pride FR 600.2

Это стандартное построение автомобильных аудио усилителей.

  • Блок питания — формирует из 12 вольт, 2-х полярное высокое напряжение, в данном случае это +/- 60 вольт. Оно у нас и будет питать цифровой усилитель.
  • Кроссовер — подготавливает аудио сигнал для цифрового усилителя. Обрезает определенный спектр частот, регулирует уровни сигнала.
  • Цифровой усилитель — формирует из аналогового аудио сигнала, импульсный сигнал различной скважности, которым управляются силовые транзисторы.
Блок-схема усилителя класса D
Блок-схема усилителя класса D

Стандартной неисправностью этих усилителей, является выход из строя силовых транзисторов. Обычно их просто меняешь и ремонт закончен. но в моей случае повреждений было гораздо больше.

Внешний осмотр диагностика и расчистка

Сразу кинулись в глаза обугленные силовые транзисторы блока питания. Здесь используются транзисторы IRF3205PBF.

В каждом плече схемы, их стоит по 4 штуки и ни один из 8 не выжил.

Выпаянные 8 транзисторов
Выпаянные 8 транзисторов

Управляющая микросхема в блоке питания TL494CN, рядом с ней виднелись 2 обгоревших SMD транзистора с маркировкой «DY» (2SA1201). Выяснилось, что они стоять в цепи затворов IRF3205PBF и не удивительно, что им тоже досталось!

Убираем остатки транзисторов.

С убранными транзисторами "DY" (2SA1201)
С убранными транзисторами «DY» (2SA1201)

Маска платы прогорела, но дорожки целы… уже хорошо. К этой стадии я уже нашел кусок похожей схемы и продолжил проверку элементов.

Никаких проблем больше не обнаружилось! Ну что же, подаем питание и смотрим жива ли TL494CN или нет. Смотрим импульсы на 9 и 10 ноге.

Осциллограф. Работа микросхемы TL494CN
Осциллограф. Работа микросхемы TL494CN

Вот мы и видим работу микросхемы.

Все сгоревшие элементы есть в наличии в Москве, мне повезло.

На схеме показано всё, что потребовало замены в блоке питания
На схеме показано всё, что потребовало замены в блоке питания

На схеме показано всё, что потребовало замены в блоке питания.

Теперь проверим блок усилителя. Внешне там все хорошо, ни каких проблем не видно.

Блок усиления
Блок усиления

Усилитель состоит из двух одинаковых каналов на микросхеме IRS2092STRPBF которая управляет 4-я транзисторами IRFB31N20DPBF. В одном из каналов и обнаружились 2 пробитых IRFB31N20DPBF, видимо выходы этого канала и были причиной всего этого фейерверка.

Транзисторы IRFB31N20DPBF
Транзисторы IRFB31N20DPBF

Менять будем все 4 транзистора, так надежней, очередные бабахи мне ненужны.

А так как у нас два одинаковых канала, я решил не умничать и провести сравнительную прозвонку схемы. Я просто пробежался прозвонкой тестера по всем ногам IRS2092STRPBF исправного канала и неисправного.

Аномалия выявилась быстро, 15 и 16 нога в неисправном канале оказались в коротком, значит и микросхема под замену.

Микросхема IRS2092STRPBF
Микросхема IRS2092STRPBF

На стандартной схеме их datasheet можно посмотреть все что пришлось заменить.

Фрагмент datasheet IRS2092STRPBF
Фрагмент datasheet IRS2092STRPBF

Все необходимые элементы оказались в наличии в Чип и Дип’е и это меня очень обрадовало, значит ремонт не затянется. Покупаем и устанавливаем всё на расчищенные места.

Теперь усилитель почти как новый!

Всё удалось исправить и теперь он передан на тестирование к моему другу и коллеге Sabstart.ru. Тест прошёл без замечаний!

avatar

Евгений

г. Москва

8 thoughts to “Восстановление автомобильного усилителя Pride FR 600.2”

  1. день добрый не могли бы подсказать где взять схему на прайд меззо усилитель запускается а выходного сигнала нет на двух 7815 напряжение 65 вольт они же напрямую от блока идут на понижения или у меня где то пробой

    1. К сожалению не подскажу , сам без схемы разбирался , по даташитам и самой железке. В принципе сталкивался, что в усилителях на двуполярное питание для кроссовера берется с высокого для усилителя.

      1. получается по схеме на 7815 60 вольт приходит и выходит 15 я вот этого понять не могу только а обьяснить никто не может и так в двух моноблоках в одном плече нормально в другом 60 вольт на lm ку идет хотя по даташиту тому же у него макс напряжение питания 35 вольт

        1. Мне тяжело тут, что то ответить , в усилители про который статья вообще отдельная обмотка для этого узла. Встречал где есть отдельные цепи понижения напряжения перед LM . Как и Вас и почему так , я не знаю .

          1. путем изучений разных схем мне удалось узнать что на lm7815 как показано у вас на схеме идет не прямое напряжение 60 вольт а 12 от отдельной обмотки трансформатора она и питает шим контролер и плату предусилителей

            1. Про питание от отдельной обмотки я и писал в комментарии выше , а те схемы, что переведены в статье это куски типовых схем подключения , а не схема конкретно этого усилителя .

Добавить комментарий