Мотоблок Нева МБ1-С6,5 PRO разбираемся со сцеплением

Не всегда радиолюбители сидят перед трансиверами, ремонтируют радиоэлектронику или что то конструируют, у них бывают порой совсем другие занятия.

Сейчас пришлось разбираться со сцеплением мотоблока Нева МБ1, т.к. мотоблок постоянно норовил сам куда-то уехать и не особо хотел включать передачи.

Для сельскохозяйственных работ в деревне у нас имеется мотоблок НЕВА МБ1. Он и землю вспахать поможет и траву покосить.

Мотоблок Нева МБ1-С6,5 PRO

Мотоблок Нева МБ1-С6,5 PRO

Для покоса травы мы используем роторную косилку ЗАРЯ. Она пристегивается к мотоблоку спереди, а её приводной ремень надевается на шкив двигателя, параллельно с ремнем привода на редуктор самого мотоблока.

Года 4 у нас в эксплуатации вся эта система. Косилка часто ставится и снимается и по этому постоянно идут манипуляции с приводным ремнем. Но возникли проблемы со сцеплением.

Для ленивых 🙂
Кому лень читать много букФ, листаем вниз, там будет видео с демонстрацией проблемы со сцеплением мотобока и её решение.

Описание проблемы со сцеплением

Раньше при выключенном сцеплении, сложностей с переключением скоростей на нашем «тракторе» не было, а последнее время стала проявляться проблема — сцепление выключено, а скорость не включается, шестерни воют но в зацеп не идут. Если мотор заглушен, проблем нет, скорость включается четко и не выскакивает. С самой коробкой всё в норме.

Как выяснилось, перестало выключаться сцепление, не останавливается вал редуктора. А если скорость включена, то мотоблок даже с выключенным сцеплением так и норовит сам уехать (демонстрация проблемы в видео ниже).

Ну это уже вообще ни в какие рамки не лезет!

Как работает сцепление мотоблока

Мотоблок Нева МБ1-С6,5 PRO. Как работает сцепление

Мотоблок Нева МБ1-С6,5 PRO. Как работает сцепление

Сцепление в мотоблоках работает не так как в автомобиле, а наоборот. Нажимая ручку сцепления, мы поднимаем ролик (1) он натягивает приводной ремень и натянутый ремень начинает передавать вращательное движение с вала двигателя (2) на вал редуктора (3). Всё, мы поехали. Отпуская ручку, ролик (1) опускается, ремень ослабляется и вал редуктора (3) должен остановится.

Должен, но не останавливается! Значит не останавливается и весь первичный вал коробки передач, значит и шестерни воют но не зацепляются и скорость не включается.

Попытки решить проблему

Первая мысль которая пришла в голову, надо отрегулировать ролик сцепления (1), видимо он даже в отпущенном состоянии не достаточно ослабляет ремень. Я просто отсоединил ролик от троса который идет от ручки сцепления, ролик максимально опустился, но чуда не произошло, ремень продолжал цепляться за шкив двигателя и передавать вращение.

Ну теперь то всё понятно, что то с ремнем (разбух, стал слишком шершавым, ну не знаю…). 4 года работы видимо его добили, заказываем новый и всё, проблема решена, ну что еще может быть в такой простой схеме не работать.

Как оказалось купить ремень именно для этой модели не так просто, у всех под заказ и в принципе стоит денег.

Когда новый ремень пришел и был установлен на своё место, он ни чуть не изменил ситуацию, все было точно так-же как и со старым ремнем, вал редуктора крутился как сумасшедший, остановить его можно было только ногой.

Далее были проведены следующие манипуляции:

  • были обезжирены и очищены шкивы вала двигателя и вала редуктора
  • проверена установка двигателя на раме и выравнивание двигателя
  • установка родного шкива на двигатель (у нас используется 3-х ручейковый не родной)
  • наконец смазка шкивов и ремня (потом пришлось долго отмывать)

Результат НОЛЬ, проблема не уходила, решения не было ни в инструкции ни в Интернете…

И наконец решение проблемы со сцеплением

Оставалось просто тупо смотреть как всё это крутится без остановки и в конце концов решение пришло само по себе.

Около шкива двигателя, снизу и сверху есть 2 ограничителя ремня, это 2 стальных усика, которые с небольшим усилием могут подниматься и опускаться. Их смысл не описан в инструкции, я посчитал, что их задача не дать слететь ремню с шкива двигателя, а их положение не сильно важно.

Со временем, из-за установок роторной косилки, а в частности её приводного ремня, эти 2 ограничителя смещались то ближе к шкиву, то дальше и раньше это ни на что не влияло. Но видимо в этот раз настал критический момент, они оба настолько далеко отогнулись от шкива, что перестали касаться приводного ремня. Ремень в свою очередь, не испытывая ни какого тормозящего эффекта и не изгибаясь нужным образом, не терял сцепление со шкивом двигателя, даже в расслабленном состоянии.

Долго смотря как при выключенном сцеплении крутятся оба вала, как колбасит приводной ремень, мне и пришла в голову мысль — прижать эти ограничители к ремню, и о чудо, ремень немного изогнулся, принял правильную форму на шкиве двигателя и в расслабленном состоянии стоял как вкопанный, а при нажатой ручке сцепления, ролик натянул ремень и теперь все завращалось как положено.

Проблема с включением скорости и самопроизвольным движением мотоблока была решена.

Видео с демонстрацией проблемы со сцеплением и её решения

В видео продемонстрирована проблема со сцеплением и показано как ее устранить.

 

Надеюсь эта статья будет кому-то полезна. Сам я потерял на решение этой проблемы в общей сложности 6 дней и более 1500 рублей.

3 в “Мотоблок Нева МБ1-С6,5 PRO разбираемся со сцеплением

Добавить комментарий